В небольшой, но очень важной комнатке, мы познакомились и историей возрождения Дворца.
После Октябрьской революции петергофские дворцы и парки стали "достоянием народа", и некоторые из них были превращены в историко-художественные музеи. 28 марта 1918 года декретом Совета народных комиссаров Петроградской трудовой коммуны петергофская царская резиденция была национализирована и превращена в музейный комплекс, а 18 мая того же года по залам Большого дворца прошла первая экскурсия трудящихся. Это решение было закреплено декретом Совета Народных Комиссаров Республики от 13 июля 1918 года о конфискации имущества низложенного российского императора и членов императорского дома.
Декрет виден сзади экскурсовода Ларисы Николаевны.

В Петергофе началась систематическая реставрация дворцов, парков и фонтанов, многие из которых не действовали со времени первой мировой войны. Была восстановлена регулярная композиция Верхнего сада, сняты ели, закрывавшие перспективу Морского канала, и капитально реставрированы его стены, а также уступы Большого каскада, фонтаны "Солнце" и "Пирамида".

Великая Отечественная война была для петергофских ансамблей временем тяжелейших испытаний. Гитлеровские войска ворвались в Петергоф 20 сентября 1941 года и после трехдневных боев захватили город. Оккупанты продержались здесь до 19 января 1944 года. 

Зимой 1944 года петергофского дворцово-паркового комплекса как целостного памятника искусства не существовало.

После освобождения города Петергофа советскими войсками перед реставраторами встала небывалая задача - возродить уникальный дворцово-парковый комплекс, и прежде всего ансамбль XVIII века с его каскадами и фонтанами.

Героизм саперов, очистивших территорию от мин и неразорвавшихся снарядов, и энтузиазм тысяч ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, позволили 17 июня 1945 года открыть Нижний парк для прогулок. 25 августа следующего года ввели в действие 38 водометов центральной части парка.

Не могу об этом не писать, ведь то, что мы видим это-

творческий труд скульпторов, архитекторов, фонтанных мастеров, литейщиков, паркостроителей, чеканщиков, позолотчиков. Их труд принес блестящие результаты. В Нижнем парке и Верхнем саду в настоящее время действует 172 фонтана и 3 каскада.
Проекты восстановления каскадов и фонтанов выполнялись в мастерской профессора А. А. Оля, гидротехническую систему и водовод ремонтировали под руководством инженеров Б. С. Изотова, С. П. Иванова, Л. Ф. Солдатенкова. Значительный вклад в возрождение фонтанов внесли мастера фонтанного дела Н. В. Лаврентьев, П. В. Лаврентьев, А. П. Смирнов.
Итак, после военных фотографий - фото Голубой приёмной.
Стены ее затянуты голубым штофом, на потолке помещен овальный плафон XVIII века на мифологический сюжет. В комнате расставлены предметы мебельного убранства из красного дерева, характерные для стиля ампир. Цвет обивки стен и находящиеся здесь великолепные бюро и стол с малахитовым письменным прибором определили название помещения—Голубая приемная.

От Голубой приемной начинается анфилада парадных интерьеров, первый из которых—западный Аванзал, превращенный Фельтеном в Чесменский—своеобразный мемориал морской славы России.

Русские эскадры еще не вернулись в свои порты, а немецкому художнику Ф. Гаккерту уже заказали серию картин, посвященных “архипелагскому походу” (он был закончен в 1774 году). Через три года Фельтен поместил полотна, запечатлевшие морские баталии, на их нынешние места, и зал получил существующее ныне оформление.

Оформление Аудиенц-зала подобно оркестровому вступлению к мощному хоралу Тронного зала.

Впечатление торжественности создается прежде всего размерами зала—самого большого во дворце. Высота зала, почти равная ширине, подчеркивает объем помещения. Ощущение простора увеличивают два яруса окон на продольных стенах — четырнадцать широких и высоких полуциркульных проемов, чередующихся с зеркалами внизу, и такое же число малых полуциркульных проемов над ними.

Контрастом усложненному, насыщенному, многоцветному убранству гостиных, комнат, кабинетов и Портретного зала служит Белый (Столовый) зал.

Местоположение зала в планировке дворца выбрано с глубокой целесообразностью. Предназначенный для торжественных дворцовых обедов, он устроен именно в том месте, 

где кончаются парадные помещения средней части здания и замыкается анфилада четырех самых крупных залов, в которую ведет главная лестница, находящаяся в западном флигеле.
Белый (Столовый) зал связан с двумя небольшими помещениями, обращенными окнами в Верхний сад. В комнате, симметричной Кабинету Петра I, ранее находились дубовые столы и посудные шкафы, и она называлась Петровской кухней. В 1840-х годах появилось наименование Буфетная. Комната используется для экспозиции прикладного искусства.  Названия эти раскрывают назначение помещений как подсобных при Столовом зале. 
  • Главная
  • 1страница Петербург
  • 2страница Петербург
  • 3страница Петербург
  • 4страница Петербург
  • 5страница Петербург
  • 7страница Петербург



    Hosted by uCoz