В Голубой гостиной, восстановленной по проекту архитекторов А. И. Вехвиляйнен и Л. В. Николаевой, стены затянуты заново вытканным голубым шелком. Композиция живописного декора падуги, восходящего к середине XVIII столетия, составлена из вензелей Елизаветы Петровны, окруженных символами воинской доблести, прихотливыми гирляндами и орнаментами. В углу гостиной помещена фигурная изразцовая печь на золоченых ножках с колонками, расписанная кобальтом. Такие печи характерны для середины XVIII века. |
||
В объемно-пространственной композиции дворца Голубая гостиная играет очень важную роль: от нее идет сквозная перспектива гостиных и залов, расположенных вдоль северного фасада. Окно на восточной стене гостиной и окно на западной стене Чесменского зала создают иллюзию бесконечного пространства, типичную для архитектуры барокко. |
||
Дубовый кабинет
Петра I. Это одна из самобытных архитектурных драгоценностей дворца. Кабинет—небольшая комната, расположенная в восточном ризалите, выходящем в Верхний сад. Кабинету Петра придавалось особое значение как месту сосредоточенных занятий и дипломатических бесед. Этому соответствовала и архитектурно-декоративная отделка, созданная по проекту Леблона. Она отличается лаконичностью, целесообразностью и вместе с тем изысканностью. Прямоугольные дубовые филенки с отчетливо прорисованными прямолинейными профилями закрывают стены и оконные откосы. Они служат и оправой для резных дубовых панно. |
||
Дубовый кабинет Петра I, который сохранился с 1720-х годов при всех перестройках как историческая реликвия, замыкает обзор 26 парадных интерьеров. Дубовый кабинет возвращает в круг образов и тем, связанных со временем основания Петергофа как комплекса художественных памятников, ознаменовавших торжество преобразованной, просвещенной России, одним из которых и является Большой дворец. Вот и закончилось наше первое очень ёмкое путешествие. Чувствуете по нашим лицам сколько у нас впечатлений?! Устали конечно, но это приятная усталость. Домой возвращаемся по знакомым улицам, мимо знакомых уже зданий и памятников. |
||
Московская триумфальная арка была воздвигнута в память о победоносном
завершении русско-иранской (1826-1828) и русско-турецкой (1828-1829)
войн. Поставленные на пересечении Московского тракта и Лиговского
канала, она была и триумфальным сооружением и заставой при въезде в
город.
Проект разработал архитектор - В.П.Стасов. Эта арка была выполнена из чугуна. Скульптурные детали из кованой меди и отливка были сделаны на Александровском чугунолитейном заводе, находившемся на Шлиссельбургском тракте. Одновременно с этим отливали чугунные блоки на старом литейном заводе, что на Петергофской дороге. |
|
|
В соответствии с замыслом
Стасова вместо триглифов в полосу фриза были скомпонованы 30 скульптур
гениев Победы, в виде крылатых дев и выполненных по семи разным
моделям. В руках щиты с изображениями гербов Российских губерний
внёсших наибольший вклад в пополнение армии. Выделяются из общего ряда
фигуры гения Победоносного и гения Изобилия. Первый несёт щит с гербом
России, второй – рог, наполненный плодами. Венчают ворота 8
композиций из военных трофеев - знамён и оружия. В 1878 году под Московской триумфальной аркой шли полки – освободители от многовекового ига Турции над Болгарией, обеспечившие независимость Румынии, Сербии и Черногории. |
« За самой городской чертой, Где светится золотоглавый Новодевичий монастырь, Заборы, бойни и пустырь Перед Московскою заставой,- Стена народу, тьма карет, Пролёти, дрожки и коляски, Царица, двор и высший свет! И пред растроганной царицей, В осенней солнечной пыли, Войска проходят вереницей От рубежей чужой земли…» |
Так
описывал А.Блок в поэме «Возмездие» триумфальное
возвращение войск. В 1936 году триумфальную арку постигла печальная участь – по распоряжению советского правительства была снесена как «сооружение, оскорбляющее достоинство других народов». Часть убранства арки уничтожена. Осенью 1941 года чугунные блоки ворот использовались при строительстве противотанковых заграждений на южной окраине города. В 1958 – 1960 годах ворота восстановили на прежнем месте. Реставраторы изготовили уничтоженные скульптуры убранства. Утраченные части ворот – колонны и антаблемент отлили на Кировском заводе. В итоге Московские триумфальные ворота вновь стали элементом архитектурной композиции украшающей город. |