С огромным интересом, слушая экскурсовода,
всматриваемся в творения рук человеческих. Как хороши лазуритовые вазы! Я
входил в Эрмитаж, как в хранилище человеческого гения. В Эрмитаже я впервые еще
юношей почувствовал счастье быть человеком. И понял, как человек
может быть велик и хорош... К.
Паустовский |
|||
Когда входишь а Павильонный
зал, аж дух захватывает. Как хорош! Как великолепен! Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж. Кокс, 1770-е), приобретённые Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики. |
|||
В XVIII веке Англия славилась в Европе своими замечательными учеными-механиками. Одним из них был Джеймс Кокс — искусный ювелир и изобретатель сложных механизмов. Расцвет его деятельности относится к 1760—1780 годам, когда он имел в Лондоне мастерскую и даже небольшой музей своих работ. В этом музее были выставлены всевозможные замысловатые часы (одни «с вечным заводом»), поющие механические птицы и дорогие игрушки с движущимися фигурами. Пьедесталом для восточного павлина служит дубовый пенек с кудрявой веткой, поднявшейся над ним на высоту более двух с половиной метров. К дубу еще прикреплен сухой сук, а к нему подвешена на шнуре шарообразная клетка. В этой клетке сидит сделанная из темного серебра сова, а под клеткой расположилась белка. К другой стороне пня приделана еще одна ветка, рядом с которой стоит петух. Основание самих часов — круглое, подобно выпуклой клумбе, и посеребренное. В прежние времена борт основания был покрыт зеленым лаком, а теперь он украшен большими овальными гранеными хрусталями на красной фольге.
|
|||
На передней части клумбы-основания стоят шесть грибов: на шляпке самого большого из них, в прорезе, появляются римские цифры (часы) и арабские цифры (минуты). Бег секунд отмечает кузнечик, кружащийся над грибной шляпкой. Другие грибы, а также лежащие на земле желуди и листья скрывают отверстия для завода механизмов. За пнем, в ползучей листве, спрятаны тыквы, на дереве и на земле видны еще улитки, ящерицы и две маленькие белки, а еще здесь есть лягушка и змея. Когда механизм часов заведен, то скрытые в их основании колокольчики начинают отбивать четверти и часы, а в определенное время шевелятся фигурки птиц. Первой оживает сова: ее клетка вращается, звеня укрепленными на ней колокольчиками. Сова вертит головой, хлопает глазами, одна лапа ее то опускается, то поднимается, как будто птица отбивает такт мелодичному звону. Когда затихает музыка и замирают движения совы, с легким шумом распускается великолепный павлиний хвост. Сверкнув золотом своих перьев, павлин быстро поворачивается, а когда хвост опускается, павлин возвращается в первоначальное положение. Последним, хрипло кукарекая, пробуждается петух. Так работают эти замечательные часы, и в Павильонный зал Эрмитажа, чтобы полюбоваться ими, всегда приходит много народа. Из Павильонного зала мы вышли на Верхнюю площадку Советской лестницы. Лестница, созданная архитектором А. И. Штакеншнейдером в середине ХIХ в., находится в здании Старого (Большого) Эрмитажа.
|
|||
На лестнице также обращает
на себя внимание стол мозаичный с триумфальной аркой. Пройдя залы
искусств Италии, Тициана, Леонардо да Винчи мы попадаем в Лоджии
Рафаэля.
Прообразом Лоджий,
сооруженных по заказу императрицы |
|||
Путешествие продолжается в
зале майолики.
В декоре этого зала музея Новый Эрмитаж использованы мотивы искусства эпохи Возрождения. Здесь представлены два шедевра Эрмитажа - картины Рафаэля "Мадонна Конестабиле" (1504) и "Святое семейство" (1505-1506). Итальянский кабинет - один из небольших залов Нового Эрмитажа.В зале находится один из шедевров Эрмитажа - скульптура Микеланджело "Скорчившийся мальчик" (1530-1534). Первоначально она предназначалась для капеллы Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции, однако в окончательный вариант оформления усыпальницы не вошла.
|
|||
Рыцарский зал -это один из больших парадных интерьеров императорского музея Новый Эрмитаж. Первоначально зал, богато украшенный росписями в стиле неогрек, предназначался для выставки монет. В зале находится часть богатейшей коллекции оружия Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов. Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII вв. представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы | Невзирая на пройденные
километры музеев, мы бодры и готовы к дальнейшему путешествию. |