Вернувшись из Кронштадта, мы поехали на экскурсию в Петропавловскую крупость. Крепость, которая обеспечила России победу в борьбе за выход к Балтийскому морю, названная в честь святых Петра и Павла. Петропавловская крепость с конца XVIII века и до начала революции 1917года была политической тюрьмой для «вольнодумцев». 

С истории создания Петропавловской крепости начинается история жизни Петербурга. С 1700 году Россия вела Северную войну со Швецией, к 1703 были отвоёваны приневские земли. Для их защиты от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться, построить новую крепость. Существовавшую ранее крепость Ниеншанс (у впадения в Неву Охты) посчитали недостаточно пригодной для защиты Невы, новое место выбрали на Заячем острове.

27 мая 1703 года на Заячем острове закладывается крепость Санкт-Петербург. Этот день стал считаться днём основания города. Возглавлял строительство Александр Даниилович Меншиков, ближайший помощник Петра I. Считается что чертёж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I. Математический расчёт плана выполнил французский фортификатор Ламбер. Крепость строили солдаты, пленные шведы, от каждой губернии посылались крепостные. Земляная крепость была завершена 1 октября 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. 

Практически одновременно с началом строительства крепости начинается сооружение первого храма Петропавловского собора (проект Д. Трезини)

Петропавловский собор начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Во-первых, она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. Во-вторых, колокольня должна была стать доминантой, утвердить возвращение приневских земель России. 

Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню. 





Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
Уникален иконостас. Он имеет форму триумфальной арки - символ победы России в Северной войне. Выполнен в Москве в 1722-1729 годах в мастерской Ивана Зарудного из дуба и липы. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Воспроизводили его более 50 рабочих под руководством самого Ивана Зарудного.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится усыпальницей для членов царской семьи. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея, в 1717 году - сестра Петра I, Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.
  После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированым телом стоял 6 лет среди стен недостроеного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованых особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Последнее погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. 
В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов.
Колокольню восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из девера, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского, где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. 

Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ невыпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не "летела" держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.



В 1830 году ураганный ветер повредил фигуру ангела на шпиле. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался без страховки, удерживаясь только пальцами, забраться на яблоко шпиля и отремонтировать флюгер. Пётр Телушкин за свой подвиг получил право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Однако он часто терял этот документ, Телушкину приходилось подолгу восстанавливать свою привелегию. В конце концов чиновникам надоело ставить печати на бумагу, печать поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник характерный жест приглашающий выпить.
Ботный домик. На территорию крепости "дедушка русского флота" был перевезён в 1723 году, из Москвы. Этот бот Пётр I нашёл ещё в детстве, сам его отремонтировал, плавал на нём по реке Яузе. После этого государь и стал называть свой кораблик прародителем русского флота. Изначально для судна был сооружён деревянный навес, а потом в 1762-1766 годах по проекту архитектора Виста - каменный дом. Когда пришло время занести ботик внуть здания, оказалось что входные двери слишком узки для этого. Пришлось разобрать часть стены. Далее наш путь лежит к выходу из Петропавловской крепости, через Васильевские ворота. Выйдя за пределы крепости, мы оказываемся перед Кронверкской набережной. Она отделена от крепости каналом.
Экскурсии продолжаются и м ы поехали в Кунсткамеру,
но фото не будет. Там снимать запрещено.
  • Главная
  • 1страница Петербург
  • 2страница Петербург
  • 3страница Петербург
  • 4страница Петербург
  • 5страница Петербург
  • 6страница Петербург
  • 7страница Петербург
  • 8страница Петербург
  • 9страница Петербург
  • 10страница Петербург
  • 11страница Петербург
  • 12страница Петербург
  • 13страница Петербург
  • 15страница Петербург



    Hosted by uCoz